Интерактивная постановка «Стулья» по мотивам одноименной пьесы Эжена Ионеско. 2012
Театр взаимодействия Мусташ
Пустота и одиночество. Именно эти два понятия наиболее ярко проявляются в пьесе классика театра абсурда Эжена Ионеско «Стулья» (“Les chaises”, 1951). С помощью реплик персонажей и ремарок для постановщиков драматург в числе прочего создал картину одиночества человека в современном мире и пустоту при заполнении пространства объектами.
Интерактивный театр Мусташ создавал эту картину с помощью объекта (стула) и зрителей, актеры же только организовывали необходимое сценическое пространство и направляли зрителей.
Постановка состоит из 5 этюдов:
-
«Пустота/одиночество» Пустая сцена, один стул, много стульев, один человек, много людей, пустой стул. Привычное представление пустоты и одиночества — в отсутствии заполненности. Но эти же понятия могут быть прочувствованы и в окружении объектов и людей.
-
«Страх одиночества» Человек готов подражать большинству и делать странные вещи, лишь бы не оставаться одному.
-
«Осознание одиночества» Что испытывает человек, вдруг осознав, что остался один?
-
«Победитель всегда одинок» Радость победы омрачается одиночеством. Если ты всех победил, ты остался один.
-
«Стула нет, а функция осталась» Функция стула — служить опорой для сидящего человека. Но человек может сидеть и без стула.
Во время постановки зрители не знали, что будет происходить на сцене и что им необходимо делать. Их реакция на действия актеров — естественная реакция человека на предлагаемые обстоятельства. Зрители были и наблюдателями (которые воспринимали картину пустоты и одиночества зрительно), и участниками этюдов (получая возможность прочувствовать на себе и прожить созданные на сцене обстоятельства).
Актерами Мусташа было запланировано 5 этюдов, но зрители по собственной инициативе сыграли и шестой: оставшись без актеров-координаторов, зрители взаимодействовали друг с другом и со стульями более 7 минут. За 40 минут выступления зрители прошли путь от привычного пассивного зрителя до активного действующего лица, который решает, какой будет постановка.
www.moustache-thetre.org